Индийский классический танец

Шесть признанных школ индийского классического танца развивались как часть религиозного ритуала, в котором танцоры поклонялись богам, рассказывая истории о своей жизни и подвигах. В основе этих танцев лежат три основных компонента. Это натья, драматический элемент танца (т. е. имитация характера); нритта, чистый танец, в котором ритмы и фразы музыки отражаются в декоративных движениях рук и тела и в топотах ног; и нритья, изображение настроения через выражение лица, жесты рук и положение ног и ступней.

Стиль движения в индийском классическом танце сильно отличается от западного балета. В балете часто акцент делается на движении ног - в прыжках, поворотах и быстрых шагах, которые создают характерные для балета качества высоты, скорости и легкости, - в то время как само тело остается относительно неподвижным, а руки просто обрамляют лицо. или сбалансировать тело. Однако в индийском танце ноги обычно согнуты, а ступни плоские, а не приподняты и заострены. Прыжки обычно низкие (хотя и легкие), и танцор редко преодолевает большие расстояния или выполняет замысловатые шаги, сложность работы ног больше заключается в сложных ритмах топания. (Эти топотные ритмы усиливают музыкальность танца; многие танцоры носят колокольчики на лодыжках, создавая собственный аккомпанемент, а также контрапункт к ритмам, отбиваемым музыкантами.) Торс, лицо, руки и кисти чрезвычайно активны. Голова довольно подвижна, с тонкими изменениями направления и характерными движениями из стороны в сторону, подчеркивающими меняющееся выражение лица танцора. Движения туловища грациозны и плавны, перемещаются из стороны в сторону или поворачиваются вокруг оси позвоночника, в то время как движения кистей и рук тонкие и сложные, каждый жест имеет повествовательную функцию. Индийские танцоры обладают обширным репертуаром жестов, с помощью которых они выражают сложные события, идеи и эмоции. Есть, например, 13 движений головы, 36 различных взглядов и 67 мудр, или жестов рук, которые в различных сочетаниях могут иметь несколько тысяч различных значений.

Индийский классический танец "Гарба"

Хотя эти качества характеризуют индийский классический танец в целом, в каждой школе существуют значительные различия. Бхарата натьям, пожалуй, самая тонкая и элегантная из всех форм. Его традиционно, хотя и не исключительно, исполняют женщины. В типичной стойке танцора ноги согнуты, часто развернуты в бедрах, а корпус держится прямо. Даже в движениях, когда туловище изгибается или вращается по спирали, оно остается приподнятым, никогда не опускающимся и тяжелым. Ноги совершают небольшие топающие движения по земле; например, пятку можно поднять, а ногу вытянуть вперед или назад, а затем вернуть назад. В некоторых точках это небольшое движение, а в других - более крупный выпад, но ни один из шагов не уходит далеко от места. Топающие движения также выполняются путем поднятия стопы, опускания ее на мяч, а затем опускания пятки. Эти быстрые, меняющиеся шаги поддерживают сложную ритмическую связь с музыкальным сопровождением. Иногда такие шаги включают легкий прыжок с одной ноги на другую.

Индийская танцовщица Тара Чаудри

В то время как ноги выполняют основную последовательность шагов, руки, кисти и голова также выполняют сложные движения. Руки всегда поддерживаются в локтях, никогда не свисают свободно, и они могут быть вытянуты в стороны или над головой или согнуты в локтях в самых разных положениях. При выполнении мудр руки придают различное значение в зависимости от положения пальцев и того, как ладони сложены чашечкой или растопырены. Шея двигается из стороны в сторону, голова кивает или поворачивается, глаза смотрят в разные стороны, а тело наклоняется или наклоняется. Каждое из этих различных движений вносит свой вклад в ритмическую и визуальную сложность танца.

Индийский классический танец "Манипури"

Катхакали - это танцевальная драма, которую исполняют мужчины (хотя женщины могут изучать ее и исполнять определенные фрагменты). Танцоры носят тщательно продуманные головные уборы и костюмы, а также обильный макияж. Нанесение макияжа может занять до четырех часов и позволяет танцору погрузиться в роль, которую он собирается исполнить. Основная стойка катхакали представляет собой глубокий изгиб, когда ноги развернуты внутрь, а ступни опираются на внешнюю сторону подошв, что придает танцору кривоногий вид. Эта позиция позволяет ему выдерживать длительные выступления без боли в ногах.

Многие танцы катхакали энергичны. Топающие шаги крупнее и энергичнее, чем в бхарата натьям, ноги поднимаются выше, выпады глубже, а прыжки крупнее. Как правило, танцоры путешествуют дальше и с большей ловкостью. Движения рук, тела и головы также более выразительны: тело приседает и яростно извивается, руки делают более крупные и более имитационные жесты (как в сценах драк), а выражение лица сильно преувеличено. (Танцоры катхакали настолько владеют своими лицевыми мышцами, что могут смеяться одной стороной лица и плакать другой.) Мудры также помогают драматизировать историю, хотя они не всегда означают то же самое, что и бхарата натьям.

Японский танец "Бугаку"

Одисси и манипури используют более извилистые движения, при которых позвоночник и туловище изящно изогнуты.

Наиболее характерным элементом катхака является чукра, блестящий хлесткий поворот, выполняемый на месте. В этом стиле ноги работают близко друг к другу, часто одна скрещена перед другой, отбивая необычайно сложные ритмы. Танцор также использует скользящую походку, похожую на па-де-бурре в балете. В катхаке тело покачивается больше, чем в бхарата натьям, а пышная юбка подчеркивает скорость и волнение поворотов танцора.

Влияние индийского танца можно увидеть по всей Азии. В Японии, например, танцор использует веер для создания дополнительного репертуара жестов. Его можно открыть, чтобы предложить чтение книги, покрутить и уронить на землю, чтобы показать падающие листья, или, появляясь над рукавом танцора, использовать, чтобы показать, что Луна взошла. На Яве лица танцоров остаются бесстрастными, но жесты их рук сложны, и они также манипулируют длинными развевающимися шарфами, чтобы придать своим движениям невесомость, воздушность.

Статьи о танцах

Индийский классический танец

Санкт-Петербург -> Вероника

Барнаул -> Роза

Владимир -> Роза

Златоуст -> Роксана

Кемерово -> Роксана

Грозный -> Руслана

Домодедово -> Руслана

Благовещенск -> Руфина

Брянск -> Руфина

Барнаул -> Савва

Кисловодск -> Савва

Йошкар-Ола -> Сара

Кемерово -> Сара

Дербент -> Светлана

Ессентуки -> Светлана

Благовещенск -> Серафима

Вологда -> Серафима

Дербент -> София

Кисловодск -> София

Вологда -> Станислава