Инновации балета в 20 веке

Реформы Фокина оказали большое влияние на развитие балета 20 века. В частности, в работах, которые он создал для труппы Сержа Дягилева, Ballets Russes, он показал диапазон различных танцевальных стилей, которые классический балет был способен вобрать в себя, помогая проложить путь к более радикальным инновациям. Например, в «Шопениане» (1908; позже названной «Сильфиды»), практически бессюжетном балете, напоминавшем раннюю романтическую традицию, Фокин создал мягкий и лаконичный стиль, в котором не было бравурных подвигов прыжков, поворотов или батарей. Движения рук были простыми и непринужденными, группа танцоров была плавной, пластичной, и, прежде всего, в фразах и движениях была плавная лирическая линия.

В «Князь Игорь» (1909) и «Жар-птица» (1910) Фокин вобрал в себя энергичный стиль и атлетические шаги русских народных танцев. В этих работах проявился его талант организовывать на сцене большие скопления танцоров и превращать их прежде декоративную функцию в мощную драматическую силу. Ни один балет не длиннее одного акта, потому что Фокин считал, что полнометражный балет, как правило, является одновременно и оправданием, и причиной бесполезной хореографической набивки, и что произведение должно длиться ровно столько, сколько требует его тема.

Инновации балета в 20 веке - "Пульчинелла"

При всех своих стилистических вариациях хореография Фокина в значительной степени была воплощена в классическом стиле. Два других хореографа, работавших с Ballets Russes, Вацлав Нижинский и его сестра Бронислава Нижинская, создали произведения более радикального характера. В «Играх» (1913; «Игры») Нижинский был одним из первых хореографов, привнесших в балет современную тему и современный дизайн. Основанная на его собственном (довольно ошибочном) представлении о теннисном матче, хореография включала в себя спортивные движения и танцоров в современной одежде. В «Весне священной», пожалуй, самой новаторской работе Нижинского, танцоры были выстроены массовыми группами и выполняли резкие движения, ноги были вывернуты, руки тяжело свисали, а головы склонялись набок. В отличие от Фокина, Нижинский был готов рискнуть уродством в поисках подлинно аутентичного стиля, и публика была почти так же глубоко потрясена хореографией, как и дисгармоничными звуками и неровными ритмами партитуры Стравинского.

В своем балете «Свадебка» (1923; «Свадьба»), тема которого взята из брачных церемоний русских крестьян, Нижинская создала резкий и тяжеловесный стиль движения. Возвышений было немного, и танцоры часто сидели на корточках или согнулись, низко свесив головы к полу. Они также были расположены большими группами, так что общее впечатление было не столько от отдельных тел, движущихся вместе, сколько от больших форм и блоков движения.

Вацлав Нижинский в балете «Призрак розы»

Хотя есть сходство между работами этих хореографов и современными формами танца, появившимися в 1920-х и 30-х годах, мало доказательств, чтобы предположить какое-либо прямое влияние. Основное значение Фокина, Нижинского и Нижинской заключалось в том, что они вывели балет из его далекого придворного прошлого, используя современные темы и сюжеты и привнося современные интеллектуальные и художественные влияния в классическую форму искусства.

На стиль балета конца 20-го века повлияли не только «Русские балеты», но и современный танец. Для хореографов стало обычным расширять традиционный балетный словарный запас приемами современного танца, такими как изгиб и наклон тела от вертикальной линии, работа на полу или рядом с ним, а также использование повернутых ног и согнутых ног. Баланчин, находящийся под влиянием джаза, использовал синкопированные ритмы в своей фразировке и включил шаги из таких популярных танцев, как рэгтайм и рок-н-ролл. Его движения были обычно широкими, почти преувеличенными по форме и объему, часто характеризовались быстротой и резкими, ясными акцентами.

Несмотря на эти изменения, балет сохраняет значительные следы своего придворного и классического прошлого. Хотя есть исключения, такие как отмеченные выше, артисты балета по-прежнему склонны танцевать в спокойной, прямой и достойной манере своих аристократических предков. Иллюзия и зрелище остаются важными; почти все произведения исполняются на авансцене в большом театре, где исполнители удалены от публики, а постановки часто сложны и дороги. Таким образом, балетные труппы по-прежнему, как правило, являются крупными организациями, получающими своего рода покровительство или государственные субсидии.

Статьи о танцах

Инновации балета в 20 веке

Дзержинск -> Венера

Елец -> Ксения

Казань -> Ксения

Абакан -> Лада

Артём -> Лада

Арзамас -> Лайма

Кемерово -> Лайма

Железнодорожный -> Лариса

Калининград -> Лариса

Армавир -> Леся

Архангельск -> Леся

Артём -> Лиана

Коломна -> Лиана

Жуковский -> Лидия

Киров -> Лидия

Жуковский -> Лилия

Златоуст -> Лилия

Ангарск -> Лина

Армавир -> Лина

Железнодорожный -> Лола